Компьютерный мастер - Allcorp66

Разговоры – как частные, так и деловые; команды партнерам по виртуальным сражениям; вечер с караоке; запись влогов, подкастов и вокальных дорожек. Во всех этих случаях микрофон – неотъемлемый аксессуар.

Основы записи звука

Как осуществляется запись звука ? Позвольте мне объяснить это в нескольких словах. Проще говоря, это преобразование звуковой волны в цифровую запись. Чтобы это было возможно, звуки должны быть захвачены через мембрану, а затем преобразованы в электрические импульсы. Цифровую форму им придаёт аудиорегистратор. Благодаря этому процессу вы можете каждый день наслаждаться любимыми песнями и программами.

Стоит отметить, что перед тем, как цифровые записи стали самыми популярными, наиболее часто использовался метод записи звука в аналоговом формате. Прямая запись на магнитную ленту требовала огромный работы, а на запись часто тайком проникали шум и треск. Тем не менее, эта техника до сих пор пользуется большим авторитетом среди специалистов.

Помните, что степень качества записи звуков зависит не только от условий окружающей среды, но также от примененных технологических решений. Именно поэтому выбор конкретного типа микрофона имеет такое большое значение .

Характеристика основных свойств микрофонов

Технология обработки звуковых волн

Исходя из данного критерия микрофоны делятся на конденсаторные и динамические . Как вы, наверное, уже догадались, оба вида имеют своё применение.

Конденсаторные микрофоны

Улавливают звук за счёт тонкой мембраны, выполненной из токопроводящего материала. Она располагается параллельно неподвижной металлической пластины (называемой постоянным электродом), совместно с которой образует обкладку конденсатора.

В результате колебаний мембраны изменяется емкость конденсатора, что сопровождается образованием электрических импульсов. Затем они передаются к регистратору.

Важно отметить, что конденсаторные микрофоны должны быть подключены к источнику электроэнергии (например, фантомного питания для передачи энергии с предусилителя или микшерного пульта с помощью кабеля микрофона).

Динамические микрофоны

Являются простыми и очень прочными конструкциями. В основе такого микрофона находится тонкая мембрана, к которой прикреплена катушка. Оба эти элементы находятся в рамках создаваемого магнитного поля.

Акустические волны вызывают колебания мембраны, результатом чего является появление напряжения на катушке. Возникающее, таким образом, импульсы принимает регистратор. В отличие от конденсаторных микрофонов динамические чаще всего имеют в батареи.

Допустим, мы поняли, как работают динамические и конденсаторные микрофоны. Но, как это влияет на использование таких аксессуаров и свойства записываемого звука?

Самая большая разница между динамическим и конденсаторным микрофоном проявляется в чувствительности и громкости. Здесь преимущество получают первые. Тем не менее, важно упомянуть о других свойствах.

Конденсаторные микрофоны позволяют сохранить очень высокую точность записанных звуков. Они точно реагируют на модуляции голоса и изменения тембра. В добавок, они отличаются небольшим весом, благодаря чему их удобно использовать. Потенциальным недостатком можно считать тот факт, что в случае конденсаторных микрофонов слишком сильные звуковые волны могут сильно влиять на качество записи.

Из-за высокой чувствительности, конденсаторные микрофоны также часто регистрируют звуки окружающей среды. Поэтому ими, в основном, пользуются в студиях звукозаписи, где можно устранить нежелательные звуки окружающей среды.

Динамические микрофоны обладают более низкой чувствительностью и громкостью. Однако, они отлично справляются с высоким акустическим давлением, кроме того, они прочные и устойчивые к повреждениям и неблагоприятным погодным условиям. Это делает их идеальными для выступлений на сцене и во время записи вокала. Подойдут также для домашнего использования.

Помните, что для того, чтобы подключить их к компьютеру и наслаждаться действительно хорошим качеством звука, нужен не только адаптер (XLR → jack 3,5 мм), но и предусилитель. В некоторых ситуациях, чтобы услышать свой голос во время записи, потребуются также дополнительные драйверы.

Размер мембраны микрофона

Ещё одна особенност микрофонов, на которую стоит обратить внимание, – это размер мембраны . В настоящее время конденсаторные и динамические микрофоны делятся в этом отношении на мелкомембранные, среднемембранные и крупномембранные.

Чем характеризуется каждая из этих групп?

Мелкомембранные микрофоны с большой точностью и верностью регистрируют высокие звуки. Эта особенность связана с высокой чувствительностью к малейшим колебаниям воздуха.

Крупномембранные микрофоны характеризуются очень высокой чувствительностью, что связано с большой площадью поверхности мембраны. Регистрируемый с их помощью звук немного изменяется – становится теплее, глубже . С другой стороны, они более склонны к образованию эхо.

Среднемембранные микрофоны сочетают в себе, в той или иной степени, характеристики двух представленных ранее видов.

Чувствительность и частотная характеристика микрофона

Чувствительность микрофона обычно измеряется в мв/Па (миливольт на паскаль). Многие люди считают, что чем больше значение, тем лучше микрофон. Однако, это не так! Если вы не располагаете соответствующим образом адаптированным помещением, слишком высокая чувствительность может нарушить все ваши планы : на готовом материале будут слышны нежелательные звуки, например, пылесос соседа или сигнал автомобиля за окном.

Большое значение имеет также частотная характеристика . Под этим термином понимается чувствительность микрофона к звукам различных частот. Что это означает на практике?

Основное различие включает в себя две частотные характеристики – плоскую и локальную. График первой иллюстрирует простая линия. Такой микрофон воспроизводит звук без каких-либо усилений и коррекций в частотах. Линия с локальным максимумом указывает, что этот микрофон будет повышать или понижать звуки из соответствующей частоты. Такое решение используется, например, для усиления нижней части вокала или инструментов.

Направленность микрофона

Может быть, Вам случалось когда-нибудь смотреть репортаж, во время которого журналист, хотя говорил в микрофон, был почти не слышен, его заглушали окружающие звуки. Такая ситуация могла быть результатом применения всестроннего микрофона, который улавливает звуки со всех сторон .

Среди доступных на рынке микрофонов можно выделить: однонаправленные , двунаправленные и всенаправленные . Посмотрим, чем характеризуется каждый из этих типов.

Однонаправленный микрофон (например, кардиоидный, суперкардиоидный) – улавливает звуковые волны с одного направления. Отлично зарекомендовал себя во время концертов и спектаклей.

Двунаправленный микрофон (например, восьмеричный) – собирает звуки с двух противоположных направлений (часто с передней и задней части микрофона, звуки со стороны будут приглушены). Как правило, используется в реализации программ на телевидении, например, во время интервью.

Всенаправленный микрофон – записывает звуки со всех сторон. Характеризуется наиболее естественным звучанием. Тем не менее, рекомендуется использовать только в приспособленных помещениях, которые защищают от нежелательных звуков.

Тип разъема микрофона

В компьютерных микрофонах в используются 3 типа разъемов :

  • «мини-джек» (3,5 мм): расположен на звуковой карте.
  • USB: им оснащены микрофоны с собственными звуковыми системами. Вы также можете подключать их к другим устройствам.
  • XLR-3: в основном используется в профессиональных микрофонах. Для подключения такого микрофона Вам потребуется звуковая карта, которая оснащена портом XLR-3 или соответствующий переходник, например, кабель XLR → jack 3,5 мм , который будет лучшим решением, если вы заботитесь о высоком качестве звука .

Практические возможности микрофонов

Регулировка громкости – кнопка Mute

Ползунок или регулятор громкости и кнопка Mute значительно облегчают ежедневное использование микрофона.

Благодаря первому элементу вы можете удобно регулировать громкость без необходимости использования программного обеспечения.

В свою очередь, кнопка Mute позволяет полностью отключить устройство, что идеально подходит для тех ситуаций, в которых вы просто хотите остановить трансляцию или запись.

Шумоподавление

Благодаря снижению шума можно минимизировать воздействие окружающих шумов на качество записи. Каким образом достигается такой эффект? Стандартным решением является применение по меньшей мере двух отверстий, через которые поступает звук.

Первый из них побольше, к которому направляется основной сигнал. Второе – поменьше, расположено на противоположной стороне. Между ними находится мембрана, которая имеет наибольшую чувствительность в части, близкой к центральному отверстию. Звуки, доносящиеся с других направлений, воспринимаются как фон.

Снижение шума может быть достигнуто также благодаря использованию встроенного микрофона, как, например, в модели ASUS ROG Strix Magnus . Этот небольшой аксессуар активно захватывает окружающие звуки, а затем передает их на 3 конденсатора, где они подвергаются анализу. Эффектом является устранение нежелательных шумов.

Изменение характеристики направленности

Более технологически продвинутые микрофоны, например, Razer Seiren Pro , позволяют свободно переключаться между различными характеристиками направления.

Благодаря этому, Вы с легкостью настроите устройство для своих нужд, изменив, например, с однонаправленного способа записи на двунаправленный.

Какой микрофон будет лучше для Вас

Микрофон для разговоров

Здесь – по крайней мере, теоретически – свобода выбора самая большая. Если вы используете микрофон для общения в Skype, а общаетесь, в основном, с семьей и друзьями, у вас очень большой выбор. Здесь подойдут как бюджетные микрофоны, так и более сложные конструкции. Покупка дорогого конденсаторного микрофона будет слишком неразумной тратой.

Совершенно иначе выглядит ситуация, если Вы ведете деловые переговоры, особенно на иностранных языках. Во время таких бесед интонация и точное сочленения гласных имеют огромное значение. Поэтому лучшим выбором будет . Благодаря ему ваш голос сохранит динамику и естественный звук, а собеседники с легкостью услышат произносимые Вами слова.

Микрофон для онлайн игр

Во время виртуальных столкновений эмоции часто берут вверх. Крики радости, вздохи и громкие команды подтверждают ваше участие в игровом процессе. Вам нужен достаточно прочный и устойчивый к большому акустическому давлению микрофон.

Очень хорошим выбором будет конденсаторный микрофон с малой мембраной и функцией шумоподавления . Ожидания оправдают также динамические микрофоны. Конечно, если будут должным образом подключены.

Микрофон для караоке

Если вы любите проводить время, напевая любимые песни, то знаете, что выбор подходящего микрофона имеет важное значение. Устройство низкого класса или неправильно настроенное, не только не обеспечит удовлетворения от процесса, но и соберёт все окружающие шумы.

Чтобы избежать такого сценария, выберите (однонаправленный или двунаправленый) динамический или конденсаторный микрофон . Благодаря этому вы обретете уверенность в том, что звук будет захвачен именно с того направления, которое наиболее важно для Вас.

Запись видеопотока, подкастов и вокальных дорожек

Ваш голос должен отражать эмоции, звучать естественно и выразительно. Кроме того, всё должно быть понятно. Шум, треск, звуки окружающей среды – нежелательны. Поэтому для такого ситуации необходим микрофон действительно высокого качества. Лучше всего подходит однонаправленный конденсаторный микрофон . Если вы записываете совместно с другими лицами, хорошим вариантом может быть стать двунаправленный микрофон.

В случае записи вокальных дорожек требования к микрофону ещё выше. Мы рекомендуем инвестировать в профессиональный микрофон. Например, емкостный однонаправленный микрофон с большой мембраной или однонаправленный динамический микрофон, который очень хорошо подходит для выступлений в прямом эфире перед веб-аудиторией.

Важное значение имеет также частотная характеристика . Если вы хотите выявить или ограничить звук определенного диапазона, проверьте графики, предоставленные производителями. На их основе вы оцените, как будет звучать ваш голос.

Полезные аксессуары для микрофонов

Благодаря аксессуарам записи ежедневное использование микрофонов становится удобнее. Вот несколько практических вещей, которые обязательно вам пригодятся.

Штатив для микрофона

Штативы часто идет в комплекте с микрофоном. Как правило, это базовая версия, отличающаяся небольшими размерами. Если вы много снимаете и Вам важно удобство, приобретите дополнительный штатив для микрофона , позволяющий регулировать высоту в широком диапазоне. Это позволит Вам принять наиболее комфортную позицию.

При использовании конденсаторного микрофона, помните об антивибрационной корзинке – оснащенный резинками держатель, который предотвращает передачу вибрации окружающей среды.

Ветрозащита для микрофона

Особенно полезна, если вы используете микрофона на открытом воздухе. Надев её на микрофон, Вы защититесь от влияния порывов воздуха на качество записываемого звука. В домашних и студийных условиях её использование не рекомендуется.

Поп-фильтр для микрофона

Этот аксессуар пригодится Вам, если вы записываете подкасты и вокал. Тонкий материал растягивается между источником звука и микрофоном, он останавливает слишком сильные порывы воздуха, которые возникают, например, во время произнесения взрывных гласных, таких как п, б, т.

Чехол для микрофона

Очень важен, если вы хотите позаботиться о безопасности вашего микрофона, особенно емкостного. Благодаря ему, Вы сможете безопасно траспортировать аксессуар, а также хранить в оптимальных условиях.

  • Прежде всего, при выборе микрофона нужно решить, для чего Вы будете его использовать. Стандартно микрофоны можно разделить на конденсаторные и динамические. Первые лучше подходят для записи голоса за кадром или дубляжа, но они очень чувствительны и требуют соответствующей тишины в помещении. Динамические предназначены, прежде всего, для певцов и собирают меньше звука из окружающей среды.
  • Ещё одна вещь, на которую стоит обратить внимание при покупке конденсаторного микрофона, когда, например, мы будем записывать рассказ, комментировать игры или записывать вокал с помощью конденсаторного микрофона, – это наличие выхода для наушников , который мы будем использовать для интерактивного прослушивания. Это невероятно полезная вещь, которая облегчает процесс записи. Позволяет исключить многие проблемы или настроить микрофон, чтобы регистрируемый сигнал был чистый.
  • Стоит помнить, что конденсаторные микрофоны гораздо лучше собирают звук спереди (кардиоидная система). Чем ближе, тем лучше регистрируются низкие частоты. Аналогично, чем дальше Вы от микрофона, тем лучше должны регистрироваться высокие частоты. Чтобы сохранить правильный баланс, нужно записывать на расстоянии около 12-15 см от микрофона . Это знание может быть использовано во время создания различных материалов, например, аудиокниги или дубляж.
ASUS ROG Strix Magnus Микрофон разработан специально для ведущих игровых стримов . Благодаря трём емкостным модулям и технологии подавления шума окружающей среды (ENC), обеспечивает безупречное качество записываемых материалов. Более того, он оснащен функцией, позволяющей переключаться между кардиоидной и двунаправленной записью. Таким образом, вы можете записывать материал самостоятельно или в сотрудничестве. И всё это в внутри компактного аксессуара.
Razer Seiren Универсальный USB-микрофон с устойчивым алюминиевым основанием. Встроенный усилитель для наушников позволит Вам прослушивать текущую запись.
Creative iRoar mic Динамический микрофон с множество применений. Идеально подходит как для выступлений, так и для караоке. Небольшой размер позволяет легко закреплять на одежде, обеспечивая свободу движения. Аксессуар совместим с портативным динамиком Creative iRoar.
Trust Emita Studio (USB) Конденсаторный USB микрофон с кардиоидной характеристикой. Предназначен для записи видеопотока, влогов и музыкальных инструментов. В комплекте поп-фильтр, прочный штатив, антивибрационная корзинка и прочный кейс из алюминия.
Trust Madell Настольный конденсаторный микрофон с прикрепленным поп-фильтром. Будет очень хорошим выбором, если вы записываете влоги, а также для использования в программах мгновенного обмена голосовыми сообщениями. Стабильная тренога обеспечит удобство эксплуатации и позволит Вам разместить аксессуар в удобном для Вас месте.
Trust Starzz All-round Тщательно продуманный конденсаторный микрофон с кнопкой Mute и стабильным штативом. Предназначен, в первую очередь, для игровых сеансов, записи влогов и ведения переговоров. Позолоченный разъем мини-джек 3,5 мм обеспечивает отличное качество звука.
Zalman ZM-MIC1 Практичный микрофон, созданный для виртуальных столкновений. Благодаря специально разработанной клипсе с легкостью закрепляется на наушниках. Небольшие размеры обеспечат Вам полную свободу.
Trust Elvii Vintage Чарующий классическим дизайном конденсаторный микрофон для всенаправленной записи, который с успехом используете во время разговоров и записи влогов. Стабильная подставка и возможность регулировать угол наклона аксессуара значительно облегчает ежедневное использование.

Это самый распространенный тип микрофонов. Они встречаются в различных конфигурациях: на палочке, с подставкой, или совмещенные с наушниками. Все они подключаются в микрофонный разъем на ПК, при помощи обычного «Джека 3.5». Внутри такого микрофона находится специальный капсюль, который и принимает звуковые колебания. Сами капсюли могут иметь различные характеристики по своей чувствительности и уровню шумов. Понятное дело, что у дешевых микрофонов они не отличаются особо высоким уровнем и качеством. Так что ситуация, когда недорогой микрофон работает очень тихо, или слишком шумит, встречается достаточно часто.

Web-камеры вместе с микрофонами и цифровые USB-микрофоны

Можно встретить камеры, оснащенные как простым аналоговым микрофоном, так и цифровым. В первом случае к ПК будет подключаться сразу два кабеля: один в USB, другой к микрофонному входу. По сути, здесь микрофон ничем не отличается от аналоговых, которые мы описывали выше, просто он спрятан в корпусе камеры.

Во втором случае, от камеры идет только один кабель USB. Этот вариант намного предпочтительнее. Это связанно с тем, что сигнал от микрофонного капсюля должен быть преобразован в цифровой вид через специальный аналого-цифровой преобразователь, который уже подстроен под технические характеристики капсюля и передает звук в достаточно неплохом качестве.

Конечно, в недорогих камерах тоже звук будет далек от идеала, но благодаря такому преобразователю, качество может быть повыше, чем у аналоговых микрофонов с ужасно тихим звуком. Среди камер, обладающих цифровым приемом звука, неплохо показали себя изделия фирмы Logitech. Причем даже самые дешевые модели, могут похвастаться вполне нормальным звуком.

Что же такое USB-микрофон? В целом, тоже самое, что и камера, оснащенная микрофоном, только без камеры. Зачастую, этот тип микрофонов обладает самым лучшим качеством звука. К сожалению, в продаже они достаточно редко встречаются, а те что есть являются профессиональными моделями с высокой ценой.

Настройка микрофона

В более ранних статьях мы уже рассматривали . Но многие пользователи все равно часто говорили о тихом звуке. Некоторым даже приходилось сильно кричать в микрофон, чтобы собеседнику хоть что-то было слышно. Для исправления такой ситуации, следует настроить микрофон совсем не в программе IP-телефонии, а в параметрах звука самой операционной системы.

Мы по порядку разберемся в настройке микрофона на операционной системе Windows 7 используя достаточно распространенный кодек Realtek HD и в настройке на ОС Windows XP с AC’97 совместимым кодеком. Посмотрев, как делается настройка в этих кодеках, вы сможете это выполнить и в других, все по аналогии.

Увеличиваем громкость микрофона в Windows 7 через Realtek HD

Перед началом выполнения всех настроек, убедитесь, что микрофон подключен к компьютеру. После подключения микрофона (обычно он подключается в гнездо розового цвета) диспетчер кодека сделает запрос для определения подключенного устройства.

Понятное дело, что нам нужно выбрать именно «Микрофонный вход». После этого микрофон будет доступен для работы, и мы сможем приступить к его настройке.

Теперь открываем диспетчер звука для Realtek HD, или запускаем стандартный микшер громкости. Для открытия диспетчера, делаем клик по его иконке в области уведомления. А если решили все делать через микшер громкости, то сделайте правой кнопкой мышки клик по иконке звука и выберите микшер громкости. Затем откройте вкладку «Запись» или перейдите к «Записывающим устройствам».

Тоже самое мы можем сделать и через параметры в панели управления. Открываем меню «Пуск» и сделайте клик по кнопке «Панель управления». После этого, в новом окне находим нужные разделы.

Давайте попробуем выполнить настройку микрофона при помощи стандартных средств системы. И так, запустите микшер громкости любым из уже известных способов.

Отыщите вход, к которому выполнено подключение микрофона. Обычно эти входы обозначаются по цвету и панели компьютера, на которой они находятся. При этом в начале стоит слово «Микрофон» «Mic» и другие вариации с тем же самым значением. Если никуда не подключать микрофон, то он отображаться не будет. Чтобы включить вывод даже неактивных входов, сделайте клик правой кнопкой мышки по пустому месту в окне и поставьте флажок возле «Показать отсоединенные устройства».

В общем, выделяем вход, к которому подключен микрофон и делаем клик по кнопке свойств. Потом, в следующем окошке, откройте вкладку «Уровни».

На этой вкладке можно настраивать силу входного сигнала и степень усиления. Именно в уровне усиления обычно и кроется причина тихого звука. Чтобы усилить звук, необходимо просто увеличить уровень усиления. Часто достаточно установить его на отметке +20 дБ. Можно и больше указывать (если вообще есть такая возможность), но тогда слишком сильно возрастет уровень шумов. Что бы от них избавиться, или хотя бы уменьшить, откройте раздел «Улучшения».

Сначала снимите флажок с «Отключения звуковых эффектов», а затем установите его возле пункта «Подавление шума». Если кроме шума есть еще и эхо, то можно активировать и подавление такого явления как эхо. К сожалению, при активации подобных фильтров, голос иногда будет значительно изменять свое звучание, в некоторых случаях он вообще звучит с «металлической» окраской. Такова цена недорогих микрофонов.

Теперь открываем вкладку «Связь». Тут можно активировать удобную функцию снижения громкости играющей музыки и других системных звуков во время использования голосовой связи.

Настраиваем чувствительность микрофона через Realtek HD

Открываем окно диспетчера «реалтека» и переходим к вкладке нашего микрофона.

Можно выполнить настройку все тех же параметров, что и в прошлый раз. Все показано очень наглядно и вполне понятно. Окно диспетчера одинаково выглядит как в системе Windows 7, так и в ОС Windows XP.

Настраиваем микрофон в операционной системе Windows XP

Здесь мы воспользуемся настройка AC’97 совместимым кодеком. Настройку мы будем рассматривать на примере Intel встроенного аудиоустройства, но принцип всех действий во всех других кодеках будет идентичным.

Сделайте двойной щелчок по иконке звука, на панели задач. Откроется микшер звука.

Если вдруг окажется, что значок звука на панели отсутствует, то его можно включить. Открываем меню «Пуск», делаем клик по кнопке запуска Панели управления и открываем параметры Звука и аудиоустройств. В разделе «Громкость» ставим флажок возле строчки «Отображать значок на панели задач».

После того, как откроете микшер, разверните меню с Параметрами и нажмите на пункт «Дополнительные параметры».

Теперь начинаем настраивать микшер записи. Откройте меню «Параметры» и выберите пункт «Свойства». После этого установите переключатель в положение «Запись» и в следующем списке убедитесь, что установлен флажок возле надписи «Микрофон» или «Микрофонный вход».

Нажмите кнопку «Ок». В главном окошке микшера ищем регулировку микрофона. Здесь можно установить необходимый уровень чувствительности и при необходимости, включить усиление (эта возможность может иметь разные названия, но эффект всегда один — +20 дБ к громкости).

Бывает, что в окне Realtek HD трудно отыскать кнопку «Настройка», которая должна находиться возле регулятора громкости микрофона. Такой расклад совсем не означает, что такой функции нет, просто эту кнопку переместили так, чтобы не было необходимости открывать раздел записи, она располагается в основном окне.

Часто бывает так, что на домашнем компьютере может не быть микрофона, причем проблема актуальна не только для стационарного ПК, но и для ноутбука: микрофон может попросту выйти из строя. В этом случае общение по Скайпу будет весьма затруднительным. Быстро и бесплатно можно решить проблему, если у вас есть мобильный телефон, который можно использовать вместо микрофона. Статья расскажет вам, как сделать из телефона микрофон для компьютера.

Чтобы использовать телефон как микрофон, вам понадобится простая утилита WO Mic. WO Mic заставляет работать ваш телефон в качестве беспроводного микрофона для ПК или Mac. Утилита работает во всех приложениях (в том числе и Скайпе) и обнаруживается ими как реальный микрофон.

Основные особенности:

  1. Может использоваться с любыми программами на ПК как реальный микрофон.
  2. Очень короткая задержка.
  3. Простота настройки и использования.
  4. Поддержка автоматического повторного соединения в случае разрыва связи.
  5. Поддержка нескольких способов подключения: Wi-Fi, Bluetooth и USB.
  6. Формат аудио: 48000 частота дискретизации, 16 бит на выборку, моноканал.

Как использовать программу?

Вам понадобятся:

  1. Приложение клиент WO mic для вашего смартфона (Скачивается из Play-маркета).
  2. Приложение на ПК.
  3. Пакет драйверов.

Приложение на ПК и драйверы вы можете скачать, перейдя на официальную страницу приложения (http://www.wirelessorange.com/womic/install.html).

Запустите установочный пакет с приложением и отметьте галочкой необходимые параметры (создать ярлык на рабочем столе и запуск программы вместе с операционной системой).

Нажмите «Next» и в следующем окне выберите папку, куда будет установлена программа (рекомендуем оставить по умолчанию).

Нажмите кнопку «Install», чтобы установить приложение.

Драйверы автоматически будут установлены в систему. Для корректной работы приложения необходимо перезагрузить ПК.

Примечание : Во время установки драйвера операционная система может потребовать подтверждение в целях безопасности. Нажмите «Установить», чтобы успешно завершить процедуру.

После перезагрузки ПК запустите утилиту на вашем телефоне, нажмите кнопку «Setting»

и выберите тип подключения (transport): USB, Wi-Fi или Bluetooth.

В главном меню нажмите «Start», чтобы запустить службу на телефоне.

После этого откройте приложение на вашем компьютере и в меню «Connection» выберите «Connect».

Если вы хотите использовать USB-кабель, выберите USB и нажмите «ОК».

Если подключение успешно, в строке состояния ПК будет статус «Connected».

Примечание : Для корректного режима работы USB в телефоне должна быть включена «Отладка по USB». Чтобы активировать ее, перейдите в «Настройки – о телефоне»,

найдите пункт «Номер сборки» и тапните по нему 7 раз.

После этого вы увидите сообщение о том, что стали разработчиком. Вернитесь в главные настройки, откройте появившийся пункт «Параметры разработчика»

и установите галочку напротив «Отладка по USB».

Чтобы начать использовать телефон в Скайпе, откройте параметры Скайп, перейдите в настройки звука и в разделе «Микрофон» с выпадающего списка выберите «Микрофон WO mic». Нажмите «ОК», чтобы сохранить изменения.

Чтобы подключиться по Wi-Fi, ваш телефон и ПК должны быть подключены к одной точке доступа. В настройках мобильного клиента выберите Wi-Fi и нажмите «Start». Появится IP-адрес,

который нужно будет ввести в соответствующее поле клиента ПК.

Теперь вы знаете, как использовать смартфон в качестве микрофона.

Твитнуть

Не важно, хотите вы записать свою речь для подкаста или чтобы в Скайпе хорошо слышали собеседники - моя инструкция по настройке микрофона подойдёт всем. Покажу, как записать звук, расскажу о порядке действий при обработке записи: нормализации громкости, компрессии звука и очистке от шума.

Предисловие

(Моё субъективное мнение)

В поисках новой информации я предпочитаю читать статьи и инструкции. Видео на YouTube смотрю крайне редко. Знаете, почему? Потому что авторы обучающих видео в своём стремлении донести информацию забывают о здравом смысле. В итоге все скринкасты (записи с экрана) можно поделить на несколько уровней качества:

  1. Категорически несмотрибельные. Рассказчик показывает свой Рабочий стол, затем открывает блокнот и… начинает печатать. Молча. Исправляя опечатки, автор нудно тыкает клавиши. А где звук, где живая речь? Закрываю такие видео сразу, ибо считаю пустой тратой времени смотреть, как кто-то набирает текст.
  2. Трудносмотрибельные. Использование наложенных титров - следующий шаг эволюции. Как вариант, запись рубится на куски и, словно в насмешку над традициями немого кино, между клипами вставляются надписи кислотных цветов шрифтом Comic Sans. С ошибками и опечатками, разумеется. Тошнотворная музыка - обязательный атрибут.
  3. Ну так себе/Хорошо. В эту категорию попадают видео с голосовыми комментариями, сделанные с разной степенью профессионализма. В зависимости от голоса и качества звука скринкаст может быть как посредственным, так и замечательным. Например, про мою видеоинструкцию о том, как восстановить удалённые данные с флешек можно сказать «сойдёт», потому что дикция у меня не очень, зато показал нужную информацию кратко и понятно.
  4. Шикарные видеоролики. Как правило, для таких роликов используется диктор с опытом. В создании участвуют, возможно, больше одного человека. Таких видео на Ютубе мало, обычно все торопятся быстрее рассказать и выложить в сеть свои творения без обработки.

Как сделать качественный скринкаст, расскажу как-нибудь потом, когда обзаведусь багажом опыта. Сейчас сосредоточусь на важной составляющей любого видео, способной жить отдельно - звуке.

На самом деле многие технологии не так развиты, как кажется на первый взгляд. Какие-то в начале своего жизненного пути, другим сто лет в обед и улучшений не предвидится. Аккумуляторы - пример полностью застывшей технологии, из-за которой телефоны присасываются к розеткам несколько раз в день.

Перспективы развития микрофонов получше. Принципы преобразования акустического сигнала в электрический были разработаны почти сто лет назад, с тех пор не претерпев существенных изменений.

  • Конденсаторные микрофоны - 1916 год.
  • Электретные (такие стоят в телефонных гарнитурах) - 1920-е годы.
  • Динамические микрофоны с катушкой - 1931 год.

Но в последнее время появились перспективные разработки. В ближайшие пару десятков лет на рынке появятся сверхчувствительные конденсаторные микрофоны с мембраной на основе графена, но пока человечеству придётся работать с тем, что есть, выжимая из существующих технологий всё возможное.

Любые звуки, попадающие в уши, обрабатываются мозгом. Поэтому мы можем выделить голос в толпе и привыкаем к постоянному шуму. Это круто, но, к сожалению, повторить такой трюк с помощью техники затруднительно.

Если вы думаете, что запись не нужно обрабатывать, задумайтесь: вы что, никогда не записывали на лекции речь преподавателя, чтобы прослушать позже? Не вслушивались в невнятные фразы, пытаясь вспомнить, что именно лектор говорил перед доской? Кашу маслом не испортишь, любые записи можно улучшить с помощью звукового редактора.

Что нужно для записи звука

Можно записать звук на фотоаппарат, видеокамеру или телефон, но качество записи оставит желать лучшего. В фотоаппараты редко ставят качественные микрофоны, в видеокамерах тоже далеко не всегда, в телефонах сплошная лотерея.

Если хотите отдельное устройство для записи звука, берите (полу)профессиональный цифровой диктофон. Хотя бы такой:

Мой опыт говорит о том, что диктофонные записи звучат чище, чем с дешёвого микрофона, подключённого к домашнему ПК. Конечно, при условии, что в настройках устройства установлено максимальное качество. Записи, сделанные на компьютере, отличаются высоким уровнем шума. Этому есть две причины.

Первый из виновников - электромагнитное излучение, которое распространяют электронные компоненты работающего компьютера. Излучение отлично ловится звуковой картой и любыми усилителями звука, если таковые встроены в микрофон. В ноутбуках эффект проявляется сильнее, потому что их компоненты расположены плотнее, источники излучения ближе. Ещё хуже, когда микрофон беспроводной и дешёвый, обычно такие любят использовать для караоке - шума будет ещё больше. Это не повод носить шапочку из фольги и обниматься с кактусами, просто имейте в виду сей факт.

Второе - качество звуковых карт. Даже самый качественный микрофон бесполезен, когда состыкован с некачественной звуковой картой. Однодолларовые звуковые карточки с Алиэкспресса типичный тому пример. Даже не думайте записывать звук с этого:

Идеальным выбором для записи звука на компьютере - связка из качественных микрофона и внешней звуковой карты. К сожалению, хорошие звуковые карты стоят от 8 тысяч рублей и больше.

Звуковая карта M-Audio M-Track 2x2M - хороший выбор для домашней студии

Либо можно взять микрофон, подключающийся к компьютеру через USB, там звуковая карта встроена. Отличный пример - микрофон Blue Yeti, любимый многими ютуберами.

Хотя, если хватает бюджета для такого микрофона, задумайтесь о покупке профессионального рекордера вроде Tascam DR-40 - его можно не только поставить на стол, но и взять с собой для записи, например, на природе. Тогда за те же деньги вы получите универсальный инструмент, работающий независимо от компьютера и места действия.

Все микрофоны, как я уже писал выше, делятся на несколько типов в зависимости от принципа работы. Наиболее распространённые:

  • Динамические - популярный тип микрофонов. Не сильно чувствительные, но дешёвые. Типичный пример - микрофоны для караоке.
  • Конденсаторные - не очень чувствительные, ловят звуки в ограниченном радиусе, звук субъективно «чистый». Кстати, при покупке микрофонов безымянных брендов на Aliexpress не ведитесь на слово «конденсаторный» в названии - как правило, это маркетинговая уловка. Внутри может оказаться электретный капсюль.
  • Электретные - подвид конденсаторных. Благодаря компактности и дешевизне используются в гарнитурах и подавляющем большинстве недорогих микрофонов. Чувствительность хорошая, частотные характеристики тоже.

Ещё микрофоны отличаются направленностью на источник звука: круговая или «омни» (ловит звук со всех сторон), кардиодная (с одной стороны чувствительность выше), направленная и т.д. Какой нужен - решать вам.

Подключаться тоже могут разными способами. Проще всего приобрести с 3,5 мм TRS, то есть самым обычным миниджеком, как у наушников:

Это самый распространённый способ подключения микрофона к домашнему компьютеру.

Что делать, если микрофон тихий

Мне часто жалуются на то, что записанный голос или любой другой звук звучат слишком тихо. При программном усилении звука проявляется слишком много шумов, от которых практически невозможно избавиться. Кто в этом виноват - микрофон или звуковая карта? Виноват покупатель, не разобравшийся в том, что у него имеется и какая звукозаписывающая аппаратура ему нужна.

Все микрофоны, за исключением динамических, требуют фантомное питание. Вопреки распространённому мнению, у всех звуковых карт оно есть, но разброс подаваемого напряжения широк. Я встречал от 2 до 5 вольт у тех, которые встроены в материнскую плату. Для компьютерных гарнитур это приемлемо, но профессиональным микрофонам нужно 48V. При отсутствии требуемого запись будет очень тихой и вам придётся покупать либо звуковую карту с соответствующими характеристиками, либо отдельный источник фантомного питания.

Повторю: требуемое напряжение фантомного питания может быть разным. Для одних микрофонов требуется 48 вольт, другие рассчитаны на 24 или даже 12 вольт. А некоторые микрофоны (обычно динамические) вообще работают от батарейки, им отдельное питание не нужно.

Другая проблема - звуковая карта не всегда может качественно усилить сигнал, примешивая шумы из-за помех и несовершенства схемы. Обычно этим грешат чипы от Realtek, встроенные в матплату. Тогда нужно покупать качественную карточку или подключать микрофон через предусилитель вроде такого:

Если у вас прямые руки, можете сами спаять усилитель микрофона на одном или двух транзисторах. Схемы легко гуглятся, электронные компоненты можно достать в любом приличном магазине радиодеталей. Либо купите 50-рублевую платку с микрофоном с усилителем на специализированной микросхеме MAX9812.

Несмотря на то, что платка позиционируется для работы с Arduino, на самом деле такую можно запитать от батарейки и подключить к линейному входу компьютера. Качество записываемого звука будет очень приличным.

Полезные дополнения к микрофону

К микрофону желательно купить или сделать самому парочку полезностей, улучшающих записываемый звук.

1. Поп-фильтр.

Во время записи воздух, выдыхаемый говорящим, создаёт неприятный взрывной звук. Конструкция элементарна: несколько слоёв нейлона, натянутых на рамку.

Важно, чтобы ни сам фильтр, ни его крепление не касались микрофона, потому что передача вибраций от фильтра сведёт его работу в ноль. Можете сами сделать поп-фильтр, натянув нейлоновые колготки на проволочное кольцо.

2. Защита от ветра.

Без защиты от ветра микрофоны бесполезны на открытом воздухе. Для ветрозащитных фильтров используют куски поролона или длинную шерсть.

Сгодится даже шерстяной носок! Например, известный видеоблогер Дмитрий Шамов натягивает обрезанный кусочек шерстяного носка на свою экшн-камеру, чтобы подписчики могли слушать записи, сделанные в ветреную погоду:

Стоимость изготовления подобных фильтров стремится к нулю, зато эффективность на высоте.

3. Эластичный подвес.

Подвес (shock mount) нужен для защиты микрофона от внешних вибраций. Типичный подвес выглядит устрашающе, не зря в народе его называют «пауком»:

Благодаря подвесу можно оградить микрофон от вибрации, которая исходит от компьютера и рук, если вы что-то двигаете по столу. Можете изготовить самостоятельно, если у вас есть резинки и металлическое кольцо.

Как подключить микрофон

В настольном компьютере минимум два микрофонных разъема: на передней панели со значком микрофона и на задней розового (оранжевого) цвета:

Передняя (слева) и задняя (справа) панели компьютера. Линейный вход пригодится для оцифровки кассет с магнитофона.

На настольных ПК подключайте только в задний разъём, звук будет чище из-за меньших помех.

В ноутбуках вместо отдельного входа под микрофон может быть комбинированный, как в телефонах. Чтобы проверить, содержит ли разъём вашего ноутбука микрофонный вход, подключите телефонную гарнитуру и посмотрите на индикатор звука в настройках Windows (об этом дальше). Если реагирует на звук - купите переходник. Гуглится в интернет-магазинах по запросу «3.5mm Stereo Audio Male to 2 Female Headset Mic Y Splitter Cable Adapter»:

Обратите внимание на штекер: должно быть четыре контакта

Существуют и обратные переходники, подключающие телефонную гарнитуру к ПК.

Как проверить микрофон

Нажмите правой кнопкой мыши по значку регулировки громкости и выберите «Записывающие устройства»:

Если микрофон подключен, индикатор справа будет реагировать на звуки:

Индикатор не отреагирует, если микрофон:

а) неправильно подключён;
б) требует фантомного питания;
в) выключен в настройках (нажмите по строке и посмотрите, не активен ли пункт «Включить»);
г) выключен физически (на микрофоне может быть выключатель и отсек для батарей);
д) его громкость в настройках снижена до минимума (об этом дальше).

Как настроить микрофон

Чувствительно микрофона можно регулировать. В зависимости от модели звуковой карты, в настройках подключённого микрофона (правой кнопкой по строке с микрофоном - «Свойства») будет один или два регулятора:

  1. Первый ползунок под надписью «Микрофон» будет всегда. Это основной регулятор чувствительности микрофона.
  2. Настройка «Усиление микрофона» встречается отвечает за дополнительное усиление уже полученного звуковой картой звука. Иногда этого пункта может не быть, зависит от модели звуковой карты.

Советую ставить усиление (нижний ползунок) на 0.0 дБ и двигать только верхний. Таким образом шумы, если они есть при записи аудио, не будут лишний раз программно усиливаться.

Если при записи происходит перегрузка («зашкаливание» звука, когда громкие звуки превращаются в хрип), стоит снизить чувствительность микрофона. На практике дешёвые (до 2 тысяч рублей) микрофоны недостаточно чувствительны, чтобы вызвать перегрузку, поэтому можете спокойно ставить 100% чувствительности.

Регулировка громкости - это хорошо. Ещё лучше, когда аудиокарта поддерживает наложение фильтров сразу при получении звука. Для записи это не очень полезно, потому что качество обработки оставляет желать лучшего, проще почистить звук потом. Для общения в реальном реальном времени наоборот, звуковые фильтры сослужат хорошую службу, убирая шум и подстраивая громкость. Фильтры смотрите на вкладке «Улучшения»:

Вкладка «Улучшения» будет доступна только в том случае, если микрофон подключён и звуковая карта поддерживает фильтры.

Типичные фильтры, доступные на большинстве современных звуковых карт:

  • Удаление постоянной составляющей - помогает избавиться от «захлёбывающегося» звука. Упрощённо говоря, делает слишком громкие звуки тише, из-за чего их становится слышно вместо громыхающих помех. Можно включить, если ваша цель - общение по Интернету. Когда вы отдаляетесь или, наоборот, слишком близко к микрофону, удаление постоянной составляющей избавляет от звуковых помех. Для записи подкастов, начитки текста, когда от микрофона не убегаете, лучше выключить этот фильтр и просто настроить громкость записи.
  • Подавление шума - при возникновении однообразного шума фильтр срезает его частоты. При общении по Скайпу можно включить, но для записи речи лучше выключить и почистить запись от шума позже, т.к. из-за фильтра подавления шума речь теряет частоты и звучит как из банки.
  • Подавление эхо - теоретически должно помогать при эхе, когда звук из колонок улавливается микрофоном, снова воспроизводится колонками и так далее, пока зацикленный звук не превращается в визг. На практике работает из рук вон плохо, ухудшая запись и пропуская эхо. В общем, если собеседники жалуются на то, что слышат себя, включите фильтр - авось поможет. Или наденьте наушники, чтобы микрофон слышал только вас.

В зависимости от модели звуковой карты и установленного драйвера фильтры могут называться иначе, список может быть другим. Напишите в комментариях, если у вас есть какой-нибудь дополнительный фильтр аудио, оказавшийся полезным.

Два совета:

  1. Отключите прослушивание записи с микрофона: вкладка «Прослушать» в свойствах микрофона - снимите галку с «Прослушивать с данного устройства».
  2. Сделайте микрофон устройством по умолчанию: в окне «Звук» на вкладке «Запись» правой кнопкой мыши по микрофону - «Использовать по умолчанию», «Устройство связи по умолчанию». Если пункты серые - значит, микрофон уже используется как основное средство записи звука. Без этого программы не поймут, что использовать для записи в первую очередь.

Настройка микрофона для Скайпа

Для общения в Skype включите шумоподавление в настройках микрофона (см. выше список фильтров), выставьте ползунки на максимум и убедитесь, что в настройках Скайпа (меню «Инструменты» - «Настройки») выбран микрофон в качестве устройства общения:

Галка «Разрешить автоматическую настройку микрофона» позволяет Скайпу подстраивать чувствительность микрофона.

Это всё, что нужно для настройки этой программы общения.

Бесплатный редактор звука Audacity

Из всех бесплатных программ записи звука Audacity, пожалуй, самая функциональная. Есть куда расти, но функциональности предостаточно.

Зеленым цветом я отметил пункты, отвечающие за работу с проектом. В процессе работы над записью вы должны сохранять проект командой «Сохранить проект». Открывается проект (мало ли, вдруг закрыли Audacity) с помощью пункта «Открыть».

Жёлтым цветом отмечены пункты импорта и экспорта звуковых файлов.

Чтобы отредактировать готовую запись (музыку, речь), нужно импортировать звуковой файл командой «Импортировать» - «Звуковой файл».

Без установленного кодека LAME MP3, ссылку на который я давал выше, в MP3 сохранить не получится. Тогда выбирайте Ogg Vorbis - это более эффективный формат сжатия звука, просто менее распространённый по сравнению с MP3. К сожалению, Ogg Vorbis мало где поддерживается, поэтому все-таки советую поставить кодек MP3. Сохранять в WAV не рекомендую - размер файлов будет громадный.

Запись звука в Audacity

Так как в настройках Windows вы уже установили микрофон как средство записи по умолчанию, Audacity знает, откуда брать звук. Можете сразу приступать к записи. Для этого запустите программу и нажмите кнопку начала записи на верхней панели:

Программа начнёт записывать звук. Для остановки есть кнопка «Стоп»:

Как только вы начнёте записывать, в главном окне программы появится первая дорожка со звуком. После остановки записи она сформируется полностью, можно выделять её участки и производить манипуляции. Например, накладывать эффекты или удалять отдельные слова. Звуковую дорожку можно сравнить с текстом: звук можно копировать, вырезать и вставлять.

Самих звуковых дорожек может быть несколько. Старые версии Audacity после каждого нажатия кнопки записи создавали новую дорожку, но теперь, очевидно, из-за жалоб пользователей, пишет в одну. Вы можете вернуть старое поведение через настройки: Правка - Параметры - Запись - Всегда записывать в новую дорожку. Тогда, когда нажмёте кнопку записи снова, запись продолжится в новой звуковой дорожке.

Нормализация громкости

После записи нужно привести звук в порядок. Излишнее громыхание, искажение отдельных тонов можно исправить эквалайзером, но сначала нужно привести громкость записи в порядок.

Неопытные дикторы после вдоха говорят громко, по мере опустошения легких приглушая голос. Записи мероприятий тоже не отличаются равномерностью, ведь источники звука передвигаются. Чтобы запись хотя бы минимально привести в порядок, в Audacity, как и любом нормальном звуковом редакторе, есть звуковые фильтры. Они находятся в меню «Эффекты», их можно применить как ко всей записи, так и отдельным участкам, смотря что выделите. Без выделения эффекты применяются ко всей звуковой дорожке.

Limiter

Бывают условия, при которых предложенный мной порядок фильтров для очистки и улучшения звука не подойдёт. Результатом станет хрипящее шумное нечто. Поэтому обязательно слушайте запись до и после применения каждого фильтра. В идеале вам нужно экспериментировать, меняя настройки, и сравнивать результаты.
Например, если полученная запись была тихой, сначала сделайте нормировку сигнала, подавите шум и только тогда обрабатывайте Limiter’ом и компрессией.

Фильтр Limiter («Ограничитель») подавляет резкий, громкий шум. Например, стук подставки микрофона о стол, если во время записи решили его передвинуть. Взрывные звуки видно невооруженным глазом:

Поэтому выделяйте всю запись, затем Эффекты - Limiter и ставьте такие настройки:

Тип Limiter нужно поставить в «Hard Limit». Это сильное, агрессивное подавление резких громких звуков. В других программах этот вид обработки может быть выделен в отдельный фильтр Hard Limiter.

Значение «Limit to (dB)» регулирует степень приглушения резких звуков. Так как видно, что звук был громче раза в три остальных звуков, можете спокойно ставить в -10 dB.

Не забывайте нажимать Preview, чтобы слушать результат сразу после настройки параметров. Если голос на записи стал хрипеть, «Limit to» нужно повысить, ослабив таких образом действие фильтра.

Нормировка сигнала

Приводит в порядок общую громкость записи. Применяйте с настройкой нормализации амплитуды в -3 dB:

Компрессия

В отличие от нормировки сигнала, которая повышает громкость всей записи в целом, компрессия динамического диапазона усиливает тихие звуки, делая звучание насыщенным. В Audacity это пункт меню Фильтр - Компрессор динамического диапазона:

Стандартные настройки компрессии звука подойдут в большинстве случаев. При желании можете подвигать ползунки и посмотреть, как меняется поясняющий график и как звучит запись. Обычно нужно регулировать первые два ползунка, реже - третий (соотношение). Кнопка Preview позволит прослушать отфильтрованную запись без закрытия окна настроек фильтра.

После работы фильтра компрессии тихие звуки усилятся, а громкие останутся без изменений… почти:

Громкие звуки перестанут резать слух, общая «насыщенность» записи сохранится:

Как убрать фоновый шум

Под шумом я понимаю равномерный тихий звук, сопровождающий запись. Не шум ветра, периодически заглушающий все звуки, а равномерный фоновый звук. Чтобы его убрать, в Audacity встроен фильтр Подавление шума.

Найдите на записи место, где шум слышен отчётливо и нет посторонних звуков. Вам нужна хотя бы секундная пауза. В моём случае шум хорошо слышен в конце записи. Выделите его:

Теперь фильтр знает частотные характеристики шума и может его удалить. Снимите выделение и снова запустите фильтр. Обратите внимание на раздел второго этапа:

Я не могу подсказать универсальных настроек, потому что их не существует. Всё зависит от записи. Стандартные помогают в большинстве случаев, но, возможно, вам придётся самим перебрать параметры, прослушивая результат.

За что отвечает каждая настройка фильтра-шумодава:

  • Подавление шума (дБ) - степень удаления шума. Чем выше значение, тем сильнее снизится громкость шума. Если выставить большое значение, качество записи снизится, потому что срежутся частоты, которые нужно оставить. Оптимальное значение обычно находится между 10 и 20 дБ.
  • Sensitivity (Чувствительность) - чем выше значение, тем больше чувствительность фильтра. При максимальном значении фильтр будет считать шумом даже то, что шумом точно не является.
  • Frequency smoothing (bands) - сколько соседних частот будет задето при подавлении шума. Стандартное значение 3 - оптимально для 99,99% случаев.
  • Переключатель Reduce/Residue отвечает за выбор - удалить шум или оставить только его.

Совет: если после работы фильтра шум исчез, но запись стала звучать «как из банки», не торопитесь исправлять запись эквалайзером. Лучше снизьте чувствительность фильтра со стандартных 6 до, например, 3. Если звук стал чище, звонче, но проявился шум - увеличьте значение подавление шума. Комбинируя степень подавления шума и чувствительность, можно удалить шум без существенного ухудшения записи.

Порядок применения фильтров и избавление от шума

При обработке звука обычно я применяю фильтры в том порядке, в котором перечислил выше. Судя по статьям в Интернете, я изобрёл велосипед и так делают все. Тем не менее, в официальной инструкции к шумодаву Audacity советуют сначала удалить шум и только потом делать компрессию звука. Как я уже говорил в начале статьи, порядок может меняться в зависимости от ситуации, нужно думать самостоятельно и работа с очисткой от помех - как раз такой случай.

От шума избавиться не всегда легко. После многих фильтров его громкость, как и всех остальных звуков, становится разной на протяжении записи. Там, где были взрывные звуки, он тоже уйдёт. Где был тихий шёпот, после нормализации ставший различимым - проявится с десятикратной силой. Увы, фильтр подавления шума наиболее эффективно работает только с помехами равномерной громкости. Пробуйте сначала привести громкость записи к приемлемому уровню с помощью фильтра «Усиления сигнала», затем убирать шум и только потом применять компрессию динамического диапазона и ограничитель.

Другие фильтры Audacity

Обработав звук так, как я написал выше, запись станет если не идеальной, то хотя бы нормальной громкости и без шума. Такую можно использовать для подкаста или как дорожку к видео. Можно достичь кристально чистой записи, но тогда статья разрастётся до объёма книги. Лучше перечислю полезные фильтры, работу которых можете изучить самостоятельно:

  1. Эквалайзер (Equalization) - как в аудиоплеерах, только функциональнее. Чтобы усилить голос, нужно поднимать средние частоты. Чтобы приглушить шум ветра, приглушите низкие частоты (в эквалайзере слева).
  2. Удаление щелчков (Click removal) - для удаления треска и щелчков. Пригодится при оцифровке старых кассет.
  3. Усиление сигнала (Amplify) повышает общую громкость записи на столько, на сколько укажете. Не так интеллектуально, как нормировка сигнала, может пригодиться для усиления очень тихих записей.
  4. Notch filter для Nyquist вырезает из записи определённую частоту. Например, свист. Чтобы определить частоту, нужно построить график спектра (см. меню Анализ) и посмотреть, есть ли на графике острые пики. Это и будет частота, которую нужно ввести в Notch-фильтре.
  5. DeEsser для Nyquist - фильтр устранения «тсыканья» в записанной речи. Плагин нестандартный, его можно найти на форуме Audacity . Запускается через Эффекты - Ввод команд Nyquist - Load - файл DeEsser.ny.
  6. DeClicker для Nyquist - фильтр для очистки треска, скачать можно по ссылке выше там же, где лежит DeEsser. В отличии от фильтра удаления щелчков может убрать сильный треск.
  7. Низы и верхи - регулировка тона записи. Лично мне пригождается для коррекции тона голоса, делая его отчётливей звучащим, когда исходное качество записи плохое (запись лекций с диктофона в шумном помещении).

Названия могут отличаться. Я заметил, что от версии к версии перевод на русский отличается. Например, «Компрессия» стала «Компрессией динамического диапазона».

Правильное добавление фоновой музыки

Совет полезен для скринкастов и подкастов. Речь под легкую фоновую музыку слушать легче, запись получает эмоциональный окрас. Поделюсь секретом, который сохранит громкость музыки на приемлемом уровне, но вместе с тем сохранит и разборчивость речи.

Сначала нужно импортировать музыку. Она появится в проекте как отдельная звуковая дорожка:

Нужно немного приглушить запись с помощью регулятора громкости (см. скриншот ниже). Нужно добиться громкости, при которой фоновая музыка не отвлекает. Если при этом голос «забивается» - ничего страшного. В большинстве случаев -12 дБ - оптимальное значение.

Затем нужно поднять эту дорожку над всеми командой переноса на самый верх монтажного стола:

Дорожка с фоновкой должна быть над дорожкой с речью. Теперь самое важное: в Audacity есть фильтр, который убавит громкость дорожки в те моменты, когда на нижней что-то звучит. Подобный фильтр применяют при озвучке фильмов и сериалов, заглушая оригинальные голоса персонажей. Фильтр называется Автоприглушение (Auto Duck). Выделите верхнюю дорожку с фоновой музыкой и примените фильтр автоприглушения с такими настройками:

По умолчанию фильтр задавливает дорожку аж на 12 децибел, что ощущается как резкое уменьшение громкости и только отвлекает. -4 дБ - оптимальный вариант для ненавязчивой тихой музыки. 0,2 секунды (по умолчанию 0,5) - время, за которое дорожка изменит свою громкость. После применения фильтра вы услышите и увидите, что часть звука приглушилась, причём только в тех местах, где произносились фразы:

Таким образом музыка будет звучать ясно, когда нужно - приглушаться, уступая место речи. Полезный трюк. Не понимаю, почему так мало людей его использует.

Плавное нарастание и затихание записи

Эффект полезно применять к фоновой музыке, чтобы не оглушить слушателя резкими звуками. Просто выделите первые 2-3 секунды звуковой дорожки и нажмите Эффекты - Плавное нарастание. Затем 5-10 секунд в конце звуковой дорожки - Эффекты - Плавное затухание.

Плавное нарастание звука в начале записи нужно делать не больше 3 секунд, причём желательно, чтобы речь начиналась после достижения максимальной громкости звука, чтобы слушатель привык к звукам. Нехорошо, когда музыка появляется после начала рассказа. Человек автоматически прислушивается: «А что это там у них зашумело?» и отвлекается. Это можно избежать, плавно вводя фоновку, затем включая речь.

В конце записи музыка может затухать очень плавно, хоть 10-15 секунд. Если музыка заканчивается раньше речи, то становится понятно, что подкаст подходит к концу и слушатель начинает «ловить» последние слова, что очень удобно для затравки темы следующей записи и создания чувства общей завершённости. Впрочем, можно просто закончить речь, а музыку приглушить позже, это тоже не возбраняется.

Послесловие

В этой статье я рассказал о базовых приёмах записи и обработки звука. Это тот набор, благодаря которой сможете назвать комнату с компьютером и микрофоном «домашней студией». Если что-то пропустил или вы знаете более эффективные приёмы - пишите в комментариях, добавлю.

Пора вспомнить школьный курс физики. Начнем с устройства:

  • Динамические микрофоны - это «динамики наоборот», у которых обмотка, колеблясь в поле постоянного магнита, и генерирует сигнал. Их достоинства - прочность, отсутствие необходимости в дополнительном питании, низкое выходное сопротивление (к этому мы еще вернемся ниже). Но и недостатки ощутимы: низкая чувствительность, габариты. Поэтому в виде гарнитуры или «прищепки» их использовать просто нереально - а для компьютеров и ноутбуков такие форматы как раз удобнее всего для самых частых применений.
  • У конденсаторных микрофонов есть потребность во внешнем источнике напряжения (фантомное питание), зато они при малых размерах могут иметь приличную чувствительность, их амплитудно-частотная характеристика ровнее. Но из-за потребности в фантомном питании и высокого выходного сопротивления они способны работать не со всякой звуковой картой (например, на старых Sound Blaster Audigy был специальный джампер, переводивший микрофонный вход в «конденсаторный» режим).
  • Электретные микрофоны - это разновидность конденсаторных. Независимо от конкретной реализации, гомоэлектретной или гетероэлектретной (отставить смех в аудитории!), они имеют настолько высокое выходное сопротивление, что усилитель для них приходится встраивать в сам капсюль, а сигнальный провод у них одновременно несет и питание. Электретные микрофоны дешевы, поэтому в компьютерной сфере они используются чаще всего. Если Вы случайно вставляли наушники во вход для микрофона, то слышали в них характерный щелчок - это именно питание для электретного микрофона заставило мембраны колебаться. Но и качество у этих микрофонов соответствующее: для серьезной работы со звуком приобретите «конденсаторник» или «динамик».

Теперь обратимся к диаграмме направленности . Это понятие определяет, в каком направлении микрофон «слышит» лучше всего. Естественно, идеальный вариант - это когда микрофон улавливает только сигнал от источника звука, но на практике он будет малоприменим: стоит Вам переместиться или повернуть голову, как громкость записи резко упадет. Для компьютеров актуальны в первую очередь:

  • Всенаправленные микрофоны имеют очень широкую диаграмму направленности, «ловя» и Вашу речь, и посторонние шумы, зато мало чувствительны к перемещению. Такой вариант лучше всего для петличных или наголовных микрофонов, которые «смотрят» куда угодно, но только не на Ваш рот.
  • Кардиодные микрофоны имеют диаграмму направленности, похожую на символическое изображение сердца. Они требуют более точной ориентации на источник звука, но и шумов в записи будет меньше. Записывать дома музыку, зачитывать текстовое сопровождение для видео стоит именно с кардиодным микрофоном.

Супер- и гиперкардиодные микрофоны узконаправлены, их стихия - скорее студийная работа или репортажи «в поле». Дома такой микрофон вряд ли будет Вам удобен.

А теперь о главном в вопросе сопряжения любых источников сигнала . У любого микрофона есть определенное выходное сопротивление, а у любой звуковой карты - сопротивление входное. В общем случае достаточно знать, что второе должно быть значительно больше первого, иначе хорошего звука Вы не получите: он станет крайне неразборчивым, «ватным». Но бесконечно увеличивать входное сопротивление звуковой карты, особенно встроенной, тоже нельзя: уровень шумов станет таким, что запись звука станет невозможной. Поэтому выходов два: или выбор микрофона с низким выходным сопротивлением, или покупка микрофонного предусилителя или дибокса, который согласует высокоомный микрофон с низкоомным входом. К тому же, увеличивая амплитуду сигнала, поданного на звуковую карту, Вы избавитесь от необходимости выкручивать предусиление на ней самой - тут у дешевых карт вновь полезут всевозможные шумы.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: