Компьютерный мастер - Allcorp66

Пайка техническим феном (04.03.2016). → Попытка сделать из ИБП зарядное устройство для внешних батарей, на примере APC BK500EI.

Как всегда, даже в таком простом деле есть тонкости:
- ранее меня все уверяли, что ИБП может выдавать 7А по зарядным клеммам. Еще тогда меня брали сомнения: зарядный ток, 10% от емкости родной батареи 7А·ч, - 0.7А. Так и оказалось: ИБП не в состоянии выдать больше 1.52А длительное время;
- клеммы ИБП под напряжением даже в выключенном состоянии, заряд АКБ идет всегда. Напряжение холостого хода составляет 13.5В;
- пластик корпуса легко откусывается кусачками 120мм, прожигается, выпиливается, высверливается;
- параллельно включать батареи нельзя из-за токов обмена, возникающих между ними (нет ограничений, ток от полностью заряженной батареи ИБП к разряженной внешней батарее может достигать 20А и более). Плюс сопротивление двух батарей параллельных в 2 раза меньше сопротивления отдельно стоящей. В итоге вся идея ЗУ из ИБП сводится к выводу клемм ИБП наружу через боковую стенку и выключателю на 50-100А (в ИБП 1500ВА могут быть токи более 100А при работе от АКБ);
- при цене выключателя массы в 150-800 рублей сама затея потеряла практический смысл. ЗУ 14.4В/0.6А без проблем справляется с зарядом АКБ ИБП (досталось от эхолота) - при его стоимости в 200-300 рублей и малых габаритах. А так как напряжение в ИБП 13.5В - есть 100%-но безопасный диапазон напряжения при покупке ЗУ: В.

Если же ИБП не используется по прямому назначению (отсутствуют потребители) - тогда из него ЗУ делается элементарно:
- сверлятся 2 дырки в боковой стенке или по фронту;
- в клеммы ИБП вставляются клеммы РПИ-П 1.5-7-0.8, провода выводятся наружу и заканчиваются клеммами РПИ-М 1.5-7-0.8 (но лучше РППИ-М 1.5-7-0.8).

Важно! Все статьи по электронике на этом сайте выполнены с практическими опытами - и это определяет философию электроники и электротехники: не поставил практический эксперимент (голая теория) - сиди и молчи в тряпочку, потому что теория никогда не совпадает с выполненной практикой - и эти нестыковки порой критические. Это я к вопросу псевдоэлектриков, советчиков на форумах общего плана, вроде ответов-ру. Советуют такое, что волосы дыбом встают; при этом ссылаются часто на закон Ома , который сами не понимают. Только практика приводит к правильному пониманию законов Ома и Кирхгофа, это реально такое вправление мозга получается.

Вон, даже с обычным ИБП сколько тонкостей всплыло. А с автомобильными предохранителями - так вообще атас...

(добавлено 05.03.2016): есть некоторые мелочи, замеченные при разборке ИБП фирмы APC. Корпус внутри имеет острые части, нужно некоторые места подтачивать напильником: заусенцы протыкают кожу только так. Сам ИБП на 500ВА, но трансформатор внутри - на 430Вт. Плата содержит силовые клеммы, РПИ-П 1.5-7-0.8 даже рядом не стояли.

Если у ИБП сломалась плата именно в функции заряда АКБ, можно использовать данный ИБП как сетевой фильтр на 4 "розетки": с предохранителем на 7А и удобной кнопкой включения. А внутрь отсека АКБ можно прятать деньги: воры не таскают дешевые тяжелые предметы, как правило.

Очередная конструкция мощного зарядного устройства для кислотных аккумуляторов большой емкости. Данное устройство может с успехом зарядить автомобильные аккумуляторы с емкостью до 120 Ампер. Выходное напряжение зарядного устройства можно регулировать от 0 до 24-х Вольт. Схема отличается от аналогов малым количеством компонентов в обвязке и практически не нуждается в дополнительной настройке.

Мощное зарядное устройство для аккумуляторов - схема

Силовая часть - мощный составной транзистор отечественного производства серии КТ827, выходное напряжение регулируется переменным резистором R2. Выходной ток схемы зарядки зависит от типа и мощности используемого трансформатора.


Сам трансформатор достаточно легко найти в источниках бесперебойного питания, Как право, минимальная мощность таких трансформаторов составляет не менее 200 ватт, а в некоторых, более мощных бесперебойниках вплоть со 1000 ватт. Трансформатор имеет три основных вывода. Сама обмотка (которая в бесперебойнике играет роль первичной обмотки) тут у нас будет понижающей, то есть вторичной. Трансформатор является обычным понижающим сетевым трансформатором, при таком режиме работы на выводах вторичной обмотки образуется переменное напряжение с номиналом 24 Вольт 8-15 Ампер, в зависимости от мощности трансформатора.


Средний вывод трансформатора - отвод от середины, его мы использовать не будем. Два крайних вывода обмотки подключаются к схеме зарядки.


Реле - практически любое электромагнитное реле с током 15 А и более, в моем случае использовалось обычное китайское реле, снятое из сетевого стабилизатора напряжения.


Диоды - можно заменить на любые выпрямительные диоды с током 10-15 Ампер, отлично подходят наши КД213 или диоды указанные в схеме, можно и мощные диоды ШОТТКИ из компьютерных блоков питания.


Резистор R4 с номиналом 28 Ом (номинал может отклоняться на 20% в ту или иную сторону) нужен с мощностью 10-15 ватт, в ходе работы нагревается достаточно сильно. Транзистор КТ827 обязательно установить на теплоотвод, поскольку вся основная мощность будет рассеиваться на нем. Эмиттерный резистор транзистора (защитный) тоже следует брать мощный (3-5 ватт), мощность этого ограничителя тоже не критична, можно использовать резисторы с сопротивлением 0,22-1 Ом.

ИБП – это очень выгодный прибор. Пока он работает, у пользователя нет проблем с электроснабжением. Но на этом функциональность данного прибора не заканчивается. Простейшая доработка бесперебойника дает возможность создать на его базе такие устройства как преобразователь, блок питания и зарядка.



Как бесперебойник переделать в преобразователь напряжения 12/220 В

Преобразователь напряжения (инвертор) превращает постоянный 12-вольтовый ток в переменный, попутно повышая напряжение до 220 вольт. Средняя стоимость такого устройства – 60-70 долларов США. Однако даже у владельцев изношенных бесперебойников с функцией старта от батареи есть вполне реальный шанс получить работоспособный преобразователь фактически даром. Для этого нужно сделать следующее:

    Вскрыть корпус ИБП.

    Демонтировать аккумулятор, сняв с клемм накопителя два провода – красный (на плюс) и черный (на минус).

    Демонтировать спикер – устройство звуковой сигнализации, похожее на сантиметровую шайбу.

    Припаять к красному проводу предохранитель. Большинство конструкторов советуют использовать предохранители на 5 ампер.

    Соединить предохранитель с контактом «входа» ИБП – гнезда, куда вставлялся кабель, соединяющий бесперебойник с розеткой.

    Соединить черный провод со свободным контактом гнезда «входа».

    Взять штатный кабель для подключения ИБП к розетке, срезать вилку. Подключить разъем в гнездо входа и определить цвета проводов, соответствующие красному и черному контактам.

    Подсоединить провод от красного контакта к плюсу аккумулятора, а от черного – к минусу.

    Включить ИБП.

Внутреннее устройство ИБП Eaton 5P 1150i

Такую трансформацию допускают только бесперебойники с функцией старта от батареи. То есть ИБП должен изначально уметь включаться от , без подключения к розетке.

Если у ИБП есть штатная розетка – 220 вольт можно снимать с ее контактов. Если таковой розетки нет – ее заменит удлинитель, подключенный к гнезду «выхода» бесперебойника. Вилка удлинителя удаляется, после чего провода припаиваются к контактам гнезда «выхода».

Основные недостатки подобных преобразователей :

  • Рекомендуемое время работы такого инвертора – до 20 минут, поскольку ИБП не рассчитаны на длительную работу от аккумуляторов. Однако этот недостаток можно устранить, врезав в корпус ИБП компьютерный вентилятор, работающий от 12 В.
  • Отсутствие контроллера заряда аккумулятора. Пользователю придется периодически проверять напряжение на клеммах накопителя. Для устранения этого недостатка в конструкцию преобразователя можно врезать обычное автомобильное реле, припаяв красный провод за предохранителем к 87 контакту. При правильном подключении такое реле разомкнет подачу энергии при падении напряжения на аккумуляторе ниже 12 вольт.

Как из бесперебойника сделать блок питания

В этом случае из всей конструкции бесперебойника понадобится только . Поэтому решившемуся на подобную переделку ИБП пользователю придется либо распотрошить весь ИБП, оставив только корпус и трансформатор, либо снять эту деталь, заготовив для нее отдельный корпус. Далее действуют по следующему плану:

    С помощью омметра определяют обмотку с самым большим сопротивлением.Типовые цвета – черный и белый. Эти провода будут входом в блок питания. Если трансформатор остался в ИБП, то этот шаг можно пропустить – входом в самодельный блок питания в этом случае будет «входное» гнездо на торце ИБП, связующее прибор с розеткой.

    Далее на трансформатор подают переменный ток на 220 вольт. После этого с оставшихся контактов снимают напряжение, подыскивая пару с разностью потенциалов до 15 вольт. Типовые цвета – белый и желтый. Эти провода будут выходом из блока питания.

    Вход в блок питания формируют из проводов, по одну сторону от сердечника. Выход из блока формируют из проводов, расположенных с противоположной стороны.

    На выходе из блока питания ставят диодный мост.

    Потребители подключаются к контактам диодного моста.

Трансформатор

Типовое напряжение на выходе из трансформатора – до 15 В, однако оно просядет после подключения к самодельному блоку питания нагрузки. Вольтаж на выходе конструктору такого устройства придется подбирать путем экспериментов. Поэтому практика использования трансформатора ИБП как основы блока питания для компьютера – это далеко не самая лучшая идея.

Переделка бесперебойника под зарядку

В этом случае не нужна минимальная трансформация, похожая на описанную абзацем выше. Ведь у бесперебойника есть своя батарея, которая заряжается по мере надобности. В итоге для превращения ИБП в зарядное устройство нужно сделать следующее:

    Обнаружить первичный и вторичный контур трансформатора. Этот процесс описан абзацем выше.

    Подать на первичный контур 220 вольт, врезав в цепь регулятор напряжения – в качестве такового можно использовать реостат для лампочек, заменяющий традиционный выключатель.

    Регулятор поможет откалибровать напряжение на обмотке выходе в пределах от 0 до 14-15 вольт. Место врезки регулятора – перед первичной обмоткой.

    Подключить к вторичной обмотке трансформатора диодный мост на 40-50 ампер.

    Соединить клеммы диодного моста с соответствующими полюсами аккумулятора.

    Уровень заряда аккумулятора контролируется по его индикатору или вольтметром.

Написать письмо

По любому вопросу вы можете воспользоваться данной формой.

Все мы знаем как неприятно, когда внезапно отключают свет. Это может случиться в любой момент - дома или на даче. Жителям сельской местности не позавидуешь вдвойне, тем более, если в такие моменты работает или циркуляционный насос. Внезапное выключение света может привести к гибели будущего выводка или остановке насоса для отопления.

Есть отличное решение этой проблемы – нужно всего-навсего купить автомобильный инвертор с 12-на 220 в. Однако цены на них очень велики, не каждый сельский житель сможет позволить себе купить такую дорогую вещь.

Что же делать – где можно недорого приобрести источник бесперебойного питания для освещения дома, теплицы, дачи т. д.? Конечно же, попробовать сделать его своими руками! А интернет нам в этом поможет.

Оказывается, есть более простое и дешевое решение – нужно всего лишь навсего, переделать бесперебойник в инвертор.

Для этой цели нам понадобится рабочий источник бесперебойного питания от компьютера, который можно купить буквально за копейки на "блошиных" рынках или через объявления местных газетах по продаже б/у компьютерной техники. Однако для наших задач бесперебойник не совсем подходит и требует небольшой переделки. Все, кто умеет работать с паяльником, без особого труда справятся с такой работой.

Переделав бесперебойник на инвертор, на выходе мы получим:

  • стабилизатор напряжения;
  • зарядное устройство;
  • и конечно инвертор.

После нашей переделки, если бесперебойник на 300 Вт, то на него можно нагрузить Вт 200. Конечно, чем мощней бесперебойник, тем больше можно увеличить на него нагрузку.

В некоторых бесперебойниках попадаются места, где можно дополнительно усилить мощность. Эти места называются транзисторными ключами. Стоит их допаять, как мощность бесперебойника увеличится.


Производители порой не допаивают такие транзисторы, чтобы удешевить изделие. Транзисторы нужно такого же номинала, как и установлены.

Так же следует увеличить сечение проводов от разъёма платы до АКБ на крокодилы.


От трансформатора вторичной обмотки до клем платы,


нужно добавить в параллель ещё по одному проводу для увеличения сечения.

Трансформатор пришлось немного расковырять, чтобы добраться до выхода вторичной обмотки. Этих проводов выходит три штуки.


Чтобы бесперебойник не пищал каждую минуту, мы должны выпаять круглую пищалку.






На задней стенке удалил ненужные разъёмы и оставил отверстие от них для выхода воздуха.



От этих клем находим два провода питания 220 вольт – выход с платы после преобразователя и эти провода выводим наружу, закрепляем свою розетку.

Наш инвертор из бесперебойника почти готов. Для контроля разряда батареи автомобильного аккумулятора можно встроить цифровой вольтметр. Я на всякий случай ещё подключил термодатчик для контроля температуры на транзисторных ключах. Термопару от мультиметра закрепил на радиаторе транзистора полевика.


Немаловажный момент: инвертор из бесперебойника должен иметь запуск холодного включения – это функция, когда он может включаться без внешнего питания от бытовой розетки 220 вольт. В некоторых моделях кнопка включения холодного пуска имеет двойное нажатие с разным интервалом времени.


Вот и все переделки. Такой инвертор можно брать с собой в поездку – на пикник, рыбалку, дома – через него можно подключать лампы, ноутбук, заряжать телефоны, фонарики, на даче и в сельской местности – подключать инкубатор, освещение теплицы и т. д., но не более 70% мощности от нашего изделия.

Для освещения лучше использовать диодные лампы, они мало тянут и ярко горят. Так же я подключал паяльник на 80 Вт, даже телевизор работает без проблем.


Перед каждым автовладельцем когда-нибудь встает вопрос о том, как зарядить подсевший аккумулятор. Передо мной он тоже однажды возник. И случилось это как всегда неожиданно, в выходной день, в деревне, и как назло, ни у кого поблизости ничего похожего на зарядку не нашлось. Пришлось напрячь извилины и быстренько изготовить из подручных средств простое, но мощное зарядное устройство. И помог мне в этом сгоревший УПС - источник бесперебойного питания для компьютеров. Не вдаваясь в глубокие подробности, просто замечу, что это устройство питает компьютер от встроенного 12-ти вольтового аккумулятора при пропадании напряжения в розетке.

Из сломанного бесперебойника берется самое главное - мощный трансформатор, который обычно остаётся целым, все остальные запчасти из него нам не нужны.

Итак, для изготовления простого зарядного устройства понадобится:

1. Трансформатор от сгоревшего бесперебойника
2. Диодный мост (выпрямитель) 2-4 шт.
3. Конденсатор 100…1000 мкф с напряжением не менее 25 В
4. Радиатор средних размеров
5. Дощечка, фанерка, пластик
6. Термопаста КПТ-8
7. Тестер
8. Паяльник, куски провода












При помощи тестера определяем выводы обмотки, у которых большее сопротивление (от 10 до 50 Ом), это будет сетевая обмотка на 220 В. Выводы вторичной обмотки на 12В более толстые, намотана она более толстым проводом, поэтому у вторичной обмотки сопротивление практически равно нулю.


Выводы, которые шли на выходные разъемы бесперебойника, теперь будут подключены в сеть, а провода, по которым с платы подводилось 12В, будут подключены к выпрямителю.

Еще понадобится несколько выпрямительных диодных мостов GBU406, GBU 605, GBU606, и емкость для фильтра, конденсатор от 100 до 1000 мкф на напряжение не менее 25В (от сгоревшего компьютерного блока питания). Пригодится и небольшой радиатор для диодов. Конечно, можно сделать выпрямитель и на обычных диодах с максимальным током не менее 10 А и обратным напряжением не менее 25 В, но в тот момент под рукой их не оказалось, а впоследствии я тоже использовал готовые выпрямительные мосты, потому что их удобно крепить на радиатор. Выпрямительные мостики складываются стопкой, промазываются теплопроводной пастой и длинным болтом прижимаются к радиатору. Все одноимённые выводы соединяются параллельно. Плюсы с плюсами, минусы с минусами и т.д.


На подходящей по размеру деревянной дощечке, фанерке, или куске пластика крепится трансформатор, радиатор с диодами, монтируется вся схема, подсоединяется шнур с вилкой от старого паяльника - и зарядка готова!

Варианты крепления и компоновки узлов зарядного устройства могут быть любыми, исходя из того, что есть под рукой.





При выпрямленном напряжении на выходе около 18 В зарядное устройство свободно дает ток до 5 А. Обычный аккумулятор заряжается за час, сильно посаженный - за 3…4 часа. У многих автомобилистов в нашем селе теперь такая зарядка есть.

Более того, для лучшего заряда аккумуляторов я придумал подключать зарядное устройство, в импульсном режиме. Импульсное конечно, громко сказано, это лишь значит, что оно подключено в розетку через электромеханическое реле времени.

Это простое суточное электромеханическое реле, родом оно из поднебесной, в магазине продают по 150 руб.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ: